Движок Unreal Engine 5. Подробный обзор
С чего начиналась история одного из самых актуальных и реалистичных движков для производства игр? Как он работает, какие игры на нем делают, а главное, что в нем такого особенного? Специалисты «ИгроРай» разобрались во всех этих вопросах.
Как создавался движок Unreal Engine 5
Первая версия популярного движка увидела свет в 1998 году, и даже на тот момент показывала себя лучше, чем востребованный на то время id Tech 3. Разработанный студией Epic Games, UE 1 включал в себя графический и физический движки, систему искусственного интеллекта, возможность управлять файловой и сетевой системой, а также готовую встроенную среду для игровых разработчиков – UnrealEd. Движок был оптимизирован для macOS, Windows, PlayStation 2 и XBOX, при этом созданные на Unreal Engine игры были кроссплатформенными, что позволяло пользователям Windows спокойно играть на одном сервере с геймерами, предпочитающими macOS.
Главной особенностью Unreal Engine было то, что это был первый в мире векторный движок, способный работать с графами сцены. Граф сцены – это структура, содержащая логическое и пространственное представление графической сцены. К примеру, игра может содержать логическую связь между такими объектами как «человек» и «машина», а также «машина» и «гараж». Данную цепочку можно продолжать бесконечно, и подобная связь объектов значительно упрощает процесс разработки игры, а также положительно влияет на взаимодействие объектов в процессе геймплея. На данной версии были выпущены такие легендарные проекты как Deus Ex и Duke Nukem Forever.
Вторая версия движка вышла в свет в 2002 году. Разработчики не только полностью переписали ядро Unreal Engine и механизм рендеринга объектов, но и провели интеграцию обновленной версии редактора UnrealEd. Физический движок также был заменён на сторонний, его производством занималась фирма под названием Karma. Благодаря нему Unreal Engine 2 стал поддерживать физику тряпичной куклы, также известную как «рэгдолл». Суть данной опции заключается в том, что обработка тела человека происходит не как цельный объект, а как скелет с отдельными частями тела. У каждого сустава теперь были отдельные ограничители вращения, что придало выходившим на движке играм реализма. Позднее вышло обновление движка до версии 2.5, а наиболее красивой игрой, разработанной на UE 2.5 стала Killing Floor.
Обновлённая версия вышла в 2008 году и разрабатывалась с упором на многоядерные процессоры, которые повсеместно появлялись как в ПК, так и в игровых приставках PlayStation 3 и XBOX 360. Движок научился использовать два параллельных потока данных. Один из них отвечает за исправную работу игрового процесса, а другой – за рендеринг объектов. Также появилась возможность вызова второстепенных потоков, которые нужны для выполнения разовых задач. Разработчики движка ввели поддержку API DirectX 10 и OpenGL 3, а также оптимизировали Unreal Engine 3 для большего количества платформ. Среди них появились Wii, iOS и Android и даже Windows RT. В обновлении 3.5 добавили поддержку DirectX 11, а количество популярных по сей день игр, разработанных именно на этой версии движка – зашкаливает. В их число входят: Bioshock, Borderlands, Mass Effect, X-com, Mortal Combat, Battlefront, Outlast 2 и многие другие.
Выход Unreal Engine 4 стал очень важным событием в серии, ведь именно начиная с данной части движок стал абсолютно бесплатным. В связи с этим на рынке видеоигр стало появляться огромное множество продуктов самого разного качества. Первая флагманская игра, Gears Of War 4, вышла только спустя два года после релиза. На данный момент Unreal Engine 4 является одним из наиболее продвинутых, стабильных и удобных движков, позволяющих создавать проекты любого жанра и типа. Из новых функций, появившихся в данной версии, стоит отметить поддержку очков виртуальной реальности, обновлённую систему рендеринга, процедурную генерацию растительности, встроенный движок для создания спрайтов и множество других улучшений.
Unreal Engine 5 вышел совсем недавно, но уже произвёл неизгладимое впечатление на всех геймеров современности. Пока на движке вышло не так много полноценных проектов, но уже присутствует несколько коротких демок, а также анонсы крупных и ожидаемых игр, таких как: S.T.A.L.K.E.R. 2, ARK 2, ILL, Quantum Error, Black Myth: Wukong, Senua's Saga: Hellblade 2, новый «Ведьмак», а также следующая часть Tomb Raider. Фотореалистичность и приближённость движка поражает настолько, что некоторые даже считают, что на самом деле люди живут в Unreal Engine 6.
В чем особенность 5 версии Unreal Engine
Разработчики представили общественности новую версию движка 14 мая 2020 года. Unreal Engine 5 может похвастаться несколькими уникальными технологиями, которые и обеспечивают настолько инновационный результат. Стоит остановиться на них подробнее и разобрать каждую по отдельности.
Система Nanite
Данная система представляет собой новый способ взаимодействия с игровыми моделями. Ранее такая технология нигде не появлялась, но это ещё не вся революционность Nanite. Чтобы понять насколько прорывной стала система, стоит немного погрузиться в механику оптимизации игр.
Одним из ключевых моментов в процессе оптимизации является упрощение игровых моделей. Ранее разработчики создавали несколько вариаций одного и того же объекта с разным уровнем детализации и разным количеством полигонов. Во время игры модели автоматически заменяются в зависимости от расстояния между ними и игроком, то есть, чем ближе пользователь подходит к объекту, тем более проработанная модель ему показывают. Таким образом разработчики могут значительно экономить на ресурсах, ведь нет никакой нужды обрабатывать высоко полигональную модель, когда игрок её даже не видит.
Так что же нового в данной сфере может предложить Nanite? По сути, он делает тоже самое, но самостоятельно. Разработчикам достаточно сделать только одну модель, а Unreal Engine 5 не только самостоятельно дорисует оставшиеся, но и будет автоматически вовремя заменять их во время игры. И самое главное, что теперь разработка игр с такой продвинутой технологией будет доступна каждому, ведь сам движок абсолютно бесплатный, а требования к системе не слишком высокие.
Система Lumen
Технология рейтрейсинга активно используется в современных ААА-проектах, таких как Cyberpunk-2077. Система динамического освещения рассчитывает траекторию световых лучей так, как будто всё происходит не в игре, а в реальном мире, однако у такой технологии есть несколько весомых минусов. Один из них – крайне высокие требования к железу: видеокарты RTX c технологией RDNA, которые сложно достать не только из-за высокой цены, но и из-за общего дефицита. Второй минус вытекает из первого: даже если вы являетесь счастливым обладателем такой видеокарты, рейтрейсинг всё равно будет отнимать у вас слишком много ресурсов, ведь для глобального освещения системе необходимо рассчитать в реальном времени огромное количество световых лучей.
Технология Lumen значительно упрощает расчёты и разгружает вашу систему, при чём делает это без аппаратного ускорения по типу RTX. Всё благодаря SDF – специальным проекциям, которые создаются для каждой модели со всех сторон и содержат точные данные о поверхности. Данная информация позволяет Lumen рендерить свет лучи света так, чтобы они, отражаясь в дальнем конце комнаты корректно отображались на игровых моделях, которые находятся в поле зрения камеры. Для понимания: при обычном рейтрейсинге необходимо было проводить чрезвычайно точные расчёты от каждой точки на модели, даже если игрок не смотрит на данный объект.
Подводя итоги можно сказать, что Lumen способен обеспечивать фотореалистичное динамическое освещение без завышенных требований к железу. Также стоит помнить, что, как и Nanite, данная система уже встроена в Unreal Engine 5 и доступна каждому разработчику абсолютно бесплатно.
Вышедшие игры на Unreal Engine 5
На Unreal Engine 5 пока вышло несколько впечатляющих демок, в которых у вас есть возможность оценить графические возможности движка, просто побродив по улице или оглядев интерьер комнаты. Однако существует две полноценные игры, выпущенные Epic Games на новой версии движка.
Первая из них – Lyra, многопользовательский шутер, в котором игроки могут принять участие в незамысловатых перестрелках на стороне красной или синей команды. Основная цель данного проекта – помочь начинающим разработчикам освоиться в среде обновлённого движка, и даже начать создавать что-то своё на основе Lyra. Игра адаптирована не только для ПК, но и для консолей, а также мобильных устройств.
Вторая игра называется The Matrix Awakens: An Unreal Engine 5 Experience. Несмотря на то, что в данном проекте присутствует открытый мир, его масштабы не слишком велики. Игра представляет собой демоверсию, по которой пользователи смогут оценить качество прорисовки города и графически возможности движка. Также в процессе геймплея происходит переключение между сценами из фильма и геймплеем, во время которого игроки смогут также насладиться экшеном от третьего лица и интерактивными гонками на высокой скорости.
Также стоит отметить ещё одно техническое демо под названием The Cavern, представляющее собой короткой кинематографический ролик, демонстрирующий возможности движка.
Какие будут игры на Unreal Engine 5
На данный момент некоторые крупные компании уже анонсировали проекты, которые выйдут на Unreal Engine 5. Многие из них ожидались фанатами уже давно, а тот факт, что продолжение любимой игры выйдет на самом продвинутом движке лишь подогревает интерес.
S.T.A.L.K.E.R. 2. Долгие годы о продолжении всеми любимой классики приходилось только мечтать, но В 2021 году был показан короткий трейлер, оставивший после себя неизгладимое впечатление. И дело не только в душевных диалогах персонажей, но и в потрясающем визуальном оформлении локаций и визуальных эффектов. Разумеется, S.T.A.L.K.E.R. нельзя назвать яркой и жизнерадостной игрой, однако даже жуткая атмосфера чернобыльского постапокалипсиса стала выглядеть ещё более мрачной и зловещей благодаря возможностям Unreal Engine 5. Разумеется, сроки выхода игры пока крайне размыты, но судя по увиденным материалам и обещаниям разработчиков, ожидание стоит того.
ARK 2. Игровой процесс ARK можно описать достаточно просто: выживание на огромном острове с динозаврами и другими геймерами. Пользователи путешествуют по миру, всячески взаимодействуя друг с другом, строят целые города, добывают пропитания и учатся выживать с могучими древними ящерами. На данный момент нет особого понимания, насколько сильно изменится геймплей ARK 2 относительно первой части, ведь разработчики не балуют игроков какими-либо трейлерами, не считая самого первого анонса с Вин Дизелем. Однако стоит отметить, что графическая составляющая выглядит действительно потрясающе, особенно учитывая богатую флору и фауну игры.
ILL. Проект отечественного производства, которым занимается небольшая студия под названием Team Clout. Игра будет являться приключенческим экшен-хоррором с видом от первого лица, сюжет которого разворачивается во время зомби-апокалипсиса. На данный момент уже есть возможность оценить графическую составляющую ILL по небольшому трейлеру. Стоит сказать, что у данного проекта есть все шансы стать одним из самых страшных российских хорроров, ведь обилие жестоких сцен в комбинации с потрясающими возможностями Unreal Engine 5 создают действительно жуткую атмосферу.
Quantum Error. Ещё один хоррор, немного напоминающий смесь таких игр как Dead Space и DOOM. Главный герой по имени Джейкоб Томас отправляется на спасательную миссию в исследовательскую лабораторию, после того как оттуда поступает сигнал о помощи. По ходу протагонист узнаёт, что центр подвергся атаке агрессивной инопланетной расы, и теперь игрокам необходимо спасти человечество, уничтожив незваных гостей. События игры разворачиваются почти через 100 лет после наших дней, а Земля к тому времени успела пережить не один глобальный катаклизм. Широкие графические возможности движка отлично передают атмосферу, а местные монстры выглядят действительно пугающе.
Black Myth: Wukong. Китайская студия Game Science выпустила получасовой ролик с геймплеем своего детища, который разлетелся по сети в считанные часы и собрал множество восторженных отзывов со всего мира. RPG в восточном стиле, с огромным количеством разнообразных и оригинальных боссов, и отличающееся хардкорным геймплеем – такие сочетания редко оказываются неудачными, а с возможностями Unreal Engine 5 проект выглядит ещё привлекательнее. Путешествия по миру игры выглядят завораживающе, а сражения – динамично и захватывающе.
Senua's Saga: Hellblade 2. Hellblade: Senua's Sacrifice является одной из наиболее графически впечатляющих игр на данный момент, поэтому какой игре, как не сиквелу популярного экшен-приключения раскрыть все возможности Unreal Engine 5? На данный момент о проекте мало что известно, однако имеется небольшой трейлер, в котором главная героиня убегает от бессмертного и неостановимого великана. Можно с уверенностью сказать, что графическая составляющая выше всяких похвал, а мрачная атмосфера, характерная данной вселенной передана максимально реалистично.
Witcher 4. Для многих факт того, что четвёртая часть легендарной игры будет разработана на Unreal Engine 5 стал неожиданностью, ведь все свои последние проекты польская студия CD Projekt RED создавала на своём собственном движке REDengine. Тем не менее, практика показывает, что для каждой игры движок приходится чуть ли не переписывать с нуля, что значительно снижает темп разработки и создаёт массу неудобств. К тому же, революционные возможности Unreal Engine 5 способны великолепно передать атмосферу всеми любимой серии.
Tomb Raider. По этому проекту имеется крайне мало информации, кроме того, что разработка уже началась, а также тот факт, что новая игра свяжет события современной трилогии с классическими частями Tomb Raider. Ходят слухи, что сюжет будет напрямую продолжать историю Shadow of the Tomb Raider. С точки зрения графической составляющей можно заранее быть уверенными, что игра будет выглядеть великолепно. У Crystal Dynamics никогда не было проблем с созданием красивой картинки, а с возможностями Unreal Engine 5 атмосфера должна выйти на новый уровень.
Также стоит упомянуть, что новые Mass Effect и BioShock также собираются выпускать на Unreal Engine 5, однако на данный момент нет никаких подтверждений данным слухам.
Unreal Engine 5 системные требования
Вышеперечисленные игры будут доступны для таких консолей как XBOX Series X/S, PlayStation 5, PlayStation 4, XBOX One, а также Steam Deck, которая будет поддерживать дальнейшие проекты, разработанные на Unreal Engine 5. Если вы с нетерпением ждёте возможности опробовать возможности революционного движка, в интернет-магазине ИгроРай вы можете приобрести любую консоль на выбор по наиболее выгодной цене и с доставкой по всей России. Присмотрели какую-либо из анонсированных проектов? Как только разработчики откроют возможность предзаказа, вы сможете оформить его на сайте ИгроРай и насладиться долгожданной игрой одними из первых.