Купи Sony PlayStation 5 Slim
за 16К! в Сплит

Каталог

История жанра стратегии

1636

История жанра стратегии

История жанра стратегии
  • Репутация №1
    в России
  • Только оригинальные
    товары с гарантией
  • Недорогая и быстрая
    доставка по всей России
  • Более 17 000 отзывов
    о нас за 14 лет работы
  • Стратегии

Стратегии — один из важнейших жанров в истории игровой индустрии. За более чем 30 лет активного развития он пережил триумфальный взлёт, трагическое забвение и амбициозное перерождение. Предлагаем вам взглянуть на историю становления стратегических игр и узнать, какие из них стали заслуженной классикой и на какие стоит обратить внимание современному геймеру.

Зарождение жанра стратегии

Как и в случае с любым другим жанром видеоигр, сегодня очень сложно выделить ту самую, первую, стратегическую игру. Неоспоримо одно: цифровые стратегии стали прямым продолжением настольных игр, а точнее — варгеймов. Первым поджанром стратегических проектов были пошаговые стратегии, а самыми ранними представителями этого поджанра — текстовые экономические игры.

Одной из первых стратегий стала The Sumerian Game 1964 года. Как и другие текстовые проекты того времени, она запускалась на университетском мейнфрейме. Для игры даже не был нужен монитор — пользователь вводил команды, используя клавиатуру, а результат печатался на бумаге при помощи телепринтера.

Обзор стратегий

Но со временем компьютеры становились всё более компактными и производительными, они научились работать с визуальными терминалами, а позже — даже выводить простейшую графику. Информационные технологии развивались стремительно, и вскоре домашние системы обзавелись достаточной мощностью для обработки искусственного интеллекта. Стратегические игры очень быстро отошли от рудиментарной пошаговой системы и перебрались в «реальное время».

В числе самых ранних стратегий в реальном времени, или RTS, — Utopia 1981 года. Имея мало общего с современными стратегиями, Utopia, тем не менее, включала все основные элементы жанра — игрок занимался не только фронтом, сражаясь с врагом на поле бое, но и тылом, улучшая благосостояние своего «народа». Utopia вышла на Intellivision — одной из консолей первого поколения.

Обзор стратегий

В течение последующих лет стратегии добрались и до персональных компьютеров — сначала Apple II и Atari, а затем ZX Spectrum и других систем. Стоит отметить, что все компьютеры и домашние консоли того времени имели собственную, уникальную архитектуру, благодаря которой игры было практически невозможно портировать напрямую. Версии игр, заточенные под разные системы, различались по контенту и графике, а также выделялись наличием или отсутствием звукового сопровождения.

Как правило, компьютеры того времени были мощнее приставок, но они не могли настолько же быстро «рисовать» картинку. Но все эти системы объединяло одно — управление. Компьютерная мышь обретёт популярность лишь через несколько лет, а пока что главным органом управления был цифровой джойстик с одной или двумя кнопками — не важно, играете вы в аркаду или в сложную экономическую стратегию.

Ситуация кардинально изменилась к началу 1990-х, когда широкое распространение стали обретать 16-битные системы. В 1992 году на прилавках магазинов появилась игра, которая не просто изобрела сам термин RTS, а предопределила облик жанра на долгие годы вперёд. Этой игрой стала Dune II.

Этапы развития

Dune II, вышедшая с подзаголовком The Building of a Dynasty в Северной Америке и Battle For Arrakis в Европе, стала настоящей революцией для жанра RTS. Игру разработала компания Westwood, которая в будущем подарит миру колоритную серию Command & Conquer.

Обзор стратегий

При разработке игры Westwood черпали вдохновение из разных источников. Помимо игр, книг и фильмов, самым необычным из них можно назвать графический интерфейс компьютера Macintosh, который был спроектирован вокруг нового и перспективного устройства ввода — компьютерной мыши. Геймплей «Дюны» отточили так, что игра в итоге пережила не одно переиздание, а последующие проекты Westwood лишь меняли сеттинг и набор юнитов — «ядро» игрового процесса оставалось прежним.

Концепцию Dune II успешно осваивали и другие разработчики. Спустя два года после выхода «Дюны» свет увидела Warcraft: Orcs & Humans, положившая начало успешной игровой серии. А в начале 2000-х стратегии наконец перебрались в трёхмерное пространство.

Обзор стратегий

Однако стратегии в реальном времени — далеко не единственный поджанр стратегических игр. На рубеже 80-х и 90-х обрели популярность пошаговые стратегии, или TBS. Отойдя от «неуклюжих» рудиментов сложных настольных игр, TBS того времени отличались высокой динамикой, а также простым в освоении, но глубоким игровым процессом. Причём компьютерные и консольные стратегии развивались параллельно друг другу.

Родиной компьютерных TBS можно назвать Северную Америку: в числе наиболее значимых игр жанра — оригинальная King’s Bounty, вышедшая в 1990 году на популярных тогда домашних компьютерах. Впоследствии серия переродилась в Heroes of Might and Magic — спинофф RPG-серии Might and Magic. Существенный вклад в развитие жанра внесли и российские разработчики: уже в середине 2000-х перерождением King’s Bounty занималась студия Katauri Interactive, а за разработку Heroes of Might and Magic V отвечала Nival. Оба проекта получили самый тёплый приём игроков по всему миру.

Обзор стратегий

Одновременно с компьютерными TBS на другом конце планеты зарождались консольные стратегии, впоследствии ставшие самобытным поджанром со своими особенностями и колоритом.

Начало долгому пути японских стратегических игр положила Nintendo — именно под этим брендом в начале 1980-х вышла линейка популярных 8-битных приставок. Famicom — и впоследствии NES — была куда «шустрее» компьютеров того времени, но «органы» управления по-прежнему ограничивались единственной крестовиной и всего двумя кнопками действия.

И пусть на игровые приставки в будущем успешно портируют «Дюну» и другие классические RTS, наиболее гармоничным решением стала бы разработка собственной системы, изначально адаптированной под особенности консольного управления. На эту роль как нельзя лучше подходили пошаговые стратегии.

В 1988 году свет увидела Famicom Wars — военная стратегия от Intelligent Systems, а спустя два года та же студия выпустила первую Fire Emblem. Эти проекты долго оставались эксклюзивами японского рынка, но с выходом Game Boy Advance обе серии обрели известность и среди западной аудитории. Со временем формула Intelligent Systems получила признание других разработчиков — свет увидели Langrisser, Disgaea и Tactics Ogre.

Обзор стратегий

Многие игровые серии, история которых берёт своё начало с конца 80-х, продолжаются по сей день. Всё это время жанр не стоял на месте: стратегии развивались не только вглубь, но и вширь. Сегодня практически каждая серия представляет собой отдельный поджанр, в той или иной степени сочетающий элементы других.

Современные поджанры стратегических игр

Современные игры можно разделить на четыре основных поджанра.

RTS. Стратегии в реальном времени с развитием базы, добычей ресурсов и постройкой юнитов для борьбы с другими пользователями или искусственным интеллектом. Во второй половине 2000-х жанр RTS зашёл в тупик — старые проекты не могли предложить фанатам ничего нового, а свежие старались максимально разнообразить классический игровой процесс, сделав его более гибким и динамичным.

Несмотря на это, сейчас мы наблюдаем настоящий ренессанс жанра RTS — на прилавках одна за другой появляются продолжения культовых Crusader Kings, Evil Genius и Sudden Strike, а также множество инди-RTS в стиле классической «Дюны». Экономические стратегии. В отличие от традиционных RTS экономические стратегии ориентированы не на боевые действия и тактику, а на строительство и экономику.

Стратегии с экономическим уклоном побуждают пользователя к проявлению творческих способностей — вы не просто планируете развитие инфраструктуры и логистики, а с нуля создаёте собственный город. Экономика города полностью зависит от навыка пользователя и от тех решений, которые он принял в процессе игры. Экономические стратегии могут представлять собой как специализированные градостроительные симуляторы, такие как Cities: Skylines, так и проекты с упором на атмосферу и разнообразные игровые сценарии — вроде серии Tropico.

4X. Смысл этого поджанра скрыт в названии: 4X означает explore, expand, exploit, and exterminate, что можно перевести как «изучай, расширяйся, эксплуатируй и уничтожай». 4X-стратегии — это глобальные проекты с длинными и глубокими игровыми сессиями, в ходе которых геймер развивает собственную цивилизацию, а также торгует или воюет с другими пользователями. Самым ярким «образчиком» жанра является серия Civilization, а любителям вдумчивых сражений придётся по вкусу Age Of Wonders: Planetfall.

Пошаговые стратегии. Каждая пошаговая стратегия отличается уникальной боевой системой и структурой игрового процесса — одни предлагают пользователям локальные тактические сражения, тогда как другие дают возможность возглавить целую армию. Проекты наподобие RPG «Кровная вражда: Ведьмак. Истории» и вовсе ставят боевую систему на «рельсы» карточной игры, добавляя геймплею элемент азарта и непредсказуемости.

Эти стратегии отличает вдумчивый, практически шахматный, игровой процесс с десятками переменных, которые необходимо учитывать при планировании хода. Многие классические серии пошаговых стратегических игр дожили и до сегодняшнего дня — Intelligent Systems продолжает радовать своих фанатов новыми частями Fire Emblem, а King’s Bounty, несмотря на многолетний перерыв, получила долгожданный сиквел.

Купить стратегию для консоли с максимальной выгодой

Только в интернет-магазине ИгроРай, оформляя заказ сейчас, вы получаете возможность купить игру со скидкой уже сегодня.
Мы предлагаем минимальные цены на стратегии, а с кешбеком от ИгроРай покупка станет ещё выгоднее.
Покупайте сейчас – копите кешбек и используйте его для ваших следующих заказов!

По всем интересующим вопросам вас с радостью проконсультируют и окажут помощь в выборе наши квалифицированные специалисты.
Оформить заказ на стратегическую игру в нашем интернет-магазине можно с доставкой по Москве и всей России (РФ), а также заказ можно забрать самостоятельно из нашего магазина в Москве.

Дополнительная скидка на стратегии для консолей - как получить?

Воспользуйтесь кнопкой "нашли дешевле" на странице товара: укажите ссылку на предложение другого магазина с ценой ниже нашей и получите более выгодные условия от ИгроРай!

Также, предлагаем вам воспользоваться нашей системой TRADE-IN – просто продайте нам игру, в которую уже не играете!
Свяжитесь с нашими менеджерами по телефону 8 (495) 761-71-31 и они озвучат стоимость выкупа ваших видеоигр.

Распродажа дня

 

Предзаказ